Как известно, каждый год в мире снимается несколько тысяч фильмов. Кинематографическая индустрия разных стран развита настолько, что уже не только Голливуд правит бал, но и страны Азии, Индия, Россия и как вишенка на торте – европейское кино.
Можно долго спорить о том, режиссеры каких стран более талантливы или для кого какие сюжеты наиболее характерны, однако об одном говорить нет смысла – каждый режиссер так или иначе, мечтает создать картину, которая затмит творения конкурентов и в идеале, сделает имя создателя бессмертным. По крайней мере, так было раньше – когда кинематограф только появился, перед режиссерами лежало огромное количество сюжетов, как говорится, выбирай, не хочу
Неудивительно, что многие фильмы ХХ века стали легендами и вошли в «золотой миллиард» лучших фильмов всех времен и народов. Сейчас же удивить зрителя стало намного сложнее – времена, когда «песен еще ненаписанных» было много давно прошли.
Все истории уже рассказаны, адаптированы, пересняты и каждый режиссер старается доказать, что именно его видение является самым правильным. Что ж, в век постмодернизма заимствованиями и сюжетными отсылками уже никого не удивишь. Но есть такие режиссеры, которые пытаются. Так, в будущем году на широкий экран выйдет творение Линн Рэмси Тебя никогда здесь не было – фильм 2018 года. Давайте попробуем разобраться, чем же обусловлено наше предисловие.
содержание
You were never really here
Концептуальность названия и его некоторая претенциозность сразу же бросаются в глаза – с первых минут ясно, что перед нами не просто фильм, а претензия на «элитарность». Целевой аудиторией предполагается определенный контингент людей, которые могут улавливать отсылки и нетривиальные нотки повествования, отмечать новаторскую операторскую работу и магнетизм приглашенных артистов. Это не значит, что людям, не разбирающимся в кино, не стоит смотреть этот фильм. Просто подобное название задает определенный тон – делает заявку на завышение зрительских ожиданий.
И здесь мы ушли не далеко от правды. «Тебя никогда здесь не было» вполне можно отнести к разряду фестивального кино: впервые кинолента была представлена на Каннском международном кинофестивале и не просто в одной из секций, а в рамках основной конкурсной программы, что уже о многом говорит. У фильма есть все достоинства, которые позволяют ему стать любимцем «понимающей» публики: режиссер – талантливая женщина, которая пытается через призму своего дара передать внутренние метания главного героя.
Исполнитель центральной роли – известный американский актер пуэрториканского происхождения, который уже достиг многих профессиональных высот и вполне может позволить себе играть в концептуальных проектах
Впрочем, даже если исключить все эти «положительные» факторы, то уже имя самого режиссера о многом говорит – Линн Рэмси несколько раз принимала участие в Каннском фестивале, начав данную традицию в далеком 1996 году с короткометражкой «Маленькие смерти». Затем были «Крысолов», «Морверн Каллар» и «Что-то не так с Кевином». И каждый раз зрители и жюри фестиваля высоко оценивали ее талант.
Этот раз не был исключением – картина «Тебя никогда здесь не было» получила огромное количество положительных отзывов и без преувеличения была названа одним из лучших фильмов за последние несколько лет. Как вы понимаете, оценки людей, которые рассматривают кино с точки зрения кинематографического искусства и мнения обычных зрителей, могут не совпадать.
Режиссер и сценарист проекта
Линн Рэмси – пятидесятилетний британский режиссер шотландского происхождения, которая всю свою жизнь положила на алтарь кинематографа. Ее картины всегда были отмечены особой злободневностью, поднимали важные социальные проблемы и затрагивали вопросы подросткового становления.
Характерными чертами ее творчества являются особое ощущение смерти, стыда, чувства вины. Ее герои – тонко чувствующие натуры с чемоданом душевных терзаний, которые для выражения своей внутренней боли используют взгляды и жесты.
Да, в картинах Линн Рэмси действительно мало слов и много дела – когда вы смотрите ее работы, вы понимаете, что на экране не просто артисты, которые изображают кого-то. Нет, это настоящие люди с полностью обнаженной душой. В фильмах нет актеров в привычном понимании этого слова – в картинах Рэмси снимаются души. Убирайте тело, смотрите в человека, а не на него и вы поймете, что они хотят сказать.
«Тебя никогда здесь не было» был обречен стать фестивальной кинолентой. Если сравнивать этот фильм и предыдущие режиссерские работы Линн Рэмси, то можно заметить, как эволюционировал ее творческий метод. Если раньше режиссер начинала с историй более молодых людей, то в новом фильме она созрела до воплощения истории жизни взрослого человека
В основе фильма рассказ американского писателя Джонатана Эймси, который, по всей видимости, больше сценарист, чем классик литературы. За свою творческую карьеру Эймси занимался продюсированием (сериалы «Блант говорит» и «Смертельно скучающий»), писал сценарии для упомянутых сценариев и снимался в кино – так, особенно памятливые зрители, чье детство пришло на девяностые годы, вполне могут помнить его по роли в «Сабрине – маленькой ведьме».
Линн Рэмси полностью адаптировала текст оригинального рассказа с точки зрения своей режиссерской задачи. Да, сценарий картины был написан режиссером – не так уж удивительно для концептуального кино
Чужие на районе: рестлер и наемник Куорри
Выполнить сложную операторскую задачу фильма «не для всех» вызвался Томас Туненд. Ранее оператор не был отмечен в серьезных проектах, разве что принимал участие в съемках подростковой комедии «Чужие на районе» и снял несколько музыкальных клипов для «Adele» и «The Killers». Видимо именно эта часть биографии Тауненда и привлекла нетривиального режиссера.
Художником-постановщиком проекта стал Тим Граймс. Помимо участия в картинах «Рестелер», «Джейн берет оружие», «Последние дни» и «Наемник Куорри», Тим Граймс также сотрудничал с музыкантами. И не с простыми, а с легендарными Бобом Диланом и Джонни Кэшем.
Столь необычный выбор людей вполне соответствует тому виду фильмов, о котором мы говорим. Все-таки концептуальное кино должно сниматься не так, как массовое
Radiohead
Еще одной изюминкой фильма станет музыкальное сопровождение. Мелодии и песни для картины напишет сам Джонни Гринвуд – легендарный участник не менее легендарной британской группы «Radiohead» не в первый раз сотрудничает с большим кино: ранее музыкант писал музыку к фильмам «Нефть», «Мастер», «Норвежский лес», «Песни тела» и «Врожденный порок». Его же перу принадлежит музыкальная составляющая будущего фильма «Снеговик» с Майклом Фассбендером в главной роли. Да, того самого, который снят по роману норвежского писателя Ю. Несбё.
Вероятней всего, таким образом, Линн Рэмси решила привлечь внимание более молодого поколения. Посмотрим, что получится
Мистер Робот
Как уже было замечено, в концептуальном кино значение имеет все – даже стакан кофе, который стоит на барной стойке это не просто стакан, а целая вселенная. Поэтому еще одним важным человеком, о котором стоит сказать, является режиссер монтажа Джо Бини.
Вы можете узнать его в сериале «Мистер Роборт» – телевизионной драме о нелегкой жизни гениального программиста, сила разума которого производит на свет смотрящих из бездны монстров. И если вы умеете выделять характерные черты, то вы уже примерно понимаете, что стоит ждать от нового фильма Линн Рэмси.
Впрочем, художественные фильмы в биографии Джо Бини – вещь довольно редкая. Режиссер предпочитает жанр документалистики, из-за чего многие его работы в большом кино несут с собой этот оттенок «жестокой реальности». Гадать не будем, а скажем точно – еще одной чертой «Тебя никогда здесь не было» станет документальность происходящего. Еще одно доказательство того, что это не просто кино, а воплощение самой жизни.
Актерский состав детективного триллера
- Хоакин Феникс – Джо.
- Екатерина Самсонова – Нина.
- Алессандро Нивола – сенатор Уильямс.
- Алекс Манетт – сенатор Ватто.
- Джон Доумен – Джон Макклири.
- Кейт Истон / Джудит Анна Робертс – мать Джо.
- Джейсон Бабински – Глаз Провидения.
- Фрэнк Пандо – ангел.
- Мэдисон Арнольд – пожилой мужчина.
За исключением Хоакина Феникса, которого все мы помним по роли Коммода в душераздирающем фильме «Гладиатор», актерский состав едва ли можно назвать звездным. Впрочем, выбор не самых известных артистов тоже часть таинственной режиссерской задачи – новые лица, не развращенные мировой славой, имеют больше шансов изобразить простых людей со своими страхами и пороками, чем какие-нибудь Том Круз, Бен Аффлек и Натали Портман (при всем уважении к их таланту).
Что касается исполнителя главной роли, талант Хоакина Феникса сомнений не вызывает. Американский актер трижды номинировался на премию «Оскар» и премию Британской киноакадемии. Был четырежды номинирован на премию «Золотой глобус» и один раз все-таки его получил. Ну и вершиной его творчества можно назвать кубок Вольпи за лучшую мужскую роль среди конкурсных фильмов Венецианского кинофестиваля. Есть вероятность, что за роль Джо, актер удостоится еще нескольких наград
Сюжет драмы с Хоакином Фениксом
По сюжету, герой Хоакина Феникса – бывший агент ФБР, который за свою жизнь сделал столько хорошего и плохого, что это уже нельзя оценивать обычными критериями добра и зла. Осознание неправильности своей жизни доводит главного героя до жесткой депрессии – полная потеря себя, апатия, но уже не ангедония. Согласитесь, трудно потерять вкус к жизни, если тебе кажется, что жизни у тебя и не было.
Случайным образом на него выходят представители власти и поручают найти похищенную дочь одного из сенаторов Нью-Йорка. Почему это задание поручили отставному агенту, а не действующим сотрудникам, пока не ясно. В ходе расследования, которое предает герою силы двигаться дальше, он понимает, что это не просто похищение с целью выкупа, а целый преступный конгломерат, зарабатывающий на продаже юных девочек для секс-индустрии.
Спасти девочку не так уж и сложно, однако прикрыть лавочку секс-контрабандистов намного труднее. Ощущение безнравственности, грязи происходящих вокруг событий, помогают герою обрести цель, которая была бы достойна жизни.
Если подумать, сюжет достаточно типичный: есть герой с претензией на супергеройность, есть заложник, есть бандиты и священная цель их одолеть. Таких фильмов на экране было сотни, начиная с каждой первой картины Стивена Сигала и заканчивая «Заложницей» с Лиамом Нисоном. Единственное отличие – большая часть экранного времени будет уделена непосредственно внутреннему состоянию самого героя – таким образом, фокус повествования смещается с героического поступка, на человека и его мотивы.
Сюжет лишь фон, на котором происходит настоящая история – душевное состояние главного героя. И этого достаточно, чтобы переквалифицировать картину из массового кино – в концептуальное. Смотреть прямо в душу мало кто умеет.
Поэтому можно смело сказать, что это не просто боевик с элементами триллера, хотя все это присутствует в достаточном количестве. Нет, это трагедия, драма и психология в одном флаконе. И если все будет именно так, как показывает имеющаяся информация, то «Тебя никогда здесь не было» вполне может претендовать на несколько крупных номинаций
Дата выхода фильма
Мировая премьера фильма состоялась 27 мая 2017 года. Еще раньше ограниченное количество зрителей увидели картину на Каннском кинофестивале. Увы, но тот фильм, который заставил вздрогнуть публику и жюри, массовый зритель никогда не увидит – на фестивале картина была представлена в незаконченном виде. В российском прокате фильм выйдет в марте 2018 года.
Основными конкурентами станет «Пассажир» с Лиамом Нисоном в главной роли, «Ночные игры», в которых главную роль исполнит прекрасная Рейчел МакАдамс и «Проект Флорида»
С высокой вероятностью, фильм будет востребован у зрителей – аннотации утаивают большое количество деталей: боевик заинтересует многих, но не многие увидят что-то кроме захватывающих сцен. Так что если вы все еще думаете, стоит ли фильм просмотра или нет – то стоит. По крайней мере, вы точно ничего не потеряете.
Видео трейлер:
Статья написана для сайта https://mana.su