Русский балет получил развитие еще в 18 веке, а в современное время данное искусство удивительного танца признано на мировом уровне достоянием России и ее визитной карточкой. Представители различных стран являются ярыми поклонниками и любителями русского балета.
И неслучайно. Художество российского наследия зарекомендовало себя как подлинное олицетворение четырех стезей – величественность, духовность, нравственность, профессионализм. Балет оживил эти понятия.
Еще в 19 веке великий русский писатель и поэт А. С. Пушкин охарактеризовал балетный танец танцовщицы его поры Авдотьи Истомины следующими словами: «Душой исполненной полет»
2018 год, согласно решению Правительства, будет посвящен русскому достоянию невообразимо прекрасного танца балета, а также человеку, который внес неимоверно большой вклад в его развитие – Мариусу Петипа, с рождения которого к грядущему году пройдет ровно 200 лет.
содержание
След француза в балетном искусстве России
Каждый хоть немного осведомленный в искусстве балетного танца должен знать имя Мариуса Петипа. Этот удивительного таланта человек родился во Франции в марте 1818 года. Сам он являлся артистом и хореографом.
Как бы странно ни показалось, но в своем детстве Петипа совершенно не интересовался балетом. Хотя вся его семья была тесно связана с танцевально-театральным искусством. Отец был балетмейстером, мать актрисой, игравшей главные роли в драматических постановках, а старший брат нашел свое применение в качестве танцовщика.
Однако позднее отец Петипа занялся открытием личного театра, в котором вся его семья, включая Мариуса принимала участие. К 19 годам Мариус Петипа – самый первый танцовщик французского театра в Нанте. Там он впервые поработал балетмейстером и поставил балетные танцы – «Свадьба в Нанте», «Маленькая цыганка», «Права сеньора». Далее творческий путь Мариуса пошел в быстром развивающемся темпе.
Он работает в известнейших театрах Европы и, приняв приглашение Санкт-Петербургского Большого театра, в России. Благодаря полному непоколебимому решению Мариуса Петипа о переезде в Россию, русский балет сейчас является тем, кем он стал – жемчужиной российского искусства.
Такое решение Петипа выбрал совершенно неслучайно, так как, по его мнению, только в России искусство балета имело правильное направление.
В балетах других стран, по его мнению, постановщики танцев уклонялись от серьезности танца, в то время как согласно его словам: Балет – серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота…
Начиная с 1847 года начинается огромная деятельность Мариуса Петипа в России. Он обучал в театральных школах, и являлся ведущим и уважаемым руководителем балета в Мариинском театре. В итоге им было поставлено почти 70 балетов. Он даже издал свод с правилами балетного академизма.
Именно работа в России сделала Мариуса Петипа известнейшим на весь мир блистательным балетмейстером. А он в свою очередь сделал русский балет лучшим в мире.
Секрет успеха всенародного признания выдающегося мастера
Мариус Петипа, действительно, выдающийся мастер своего дела. Возвысить русский балет до пика развития балетного творчества ему помогли его неоценимые характеристики и черты характера. По своей природе он был большим энтузиастом, полным жизненных сил и неисчерпаемым количеством идей.
Только в России около 70 балетов было поставлено этим удивительным человеком, артистизм и живой ум которого высоко оценивали все четыре российских императора – от Николая Первого до Николая Второго, при которых он служил.
Коллеги Мариуса из русского театра нередко отмечали при постановках его совершенный и неповторимый актерский дар. Все его постановки показывали необычайно мастерски построенную композицию, стройность и синхронность ансамблей хореографии, виртуозность сольной партии.
Как сейчас могут заметить многие, кому посчастливилось увидеть что-то из тех шедевров, что когда-то ставил Петипа, музыка занимает одну из главных ролей в его постановках, которые кажутся живым воплощением чуда.
Неслучайно про талантливого постановщика Мариуса Петипа говорили следующее: Шел со временем в ногу, шел за растущими дарованиями, которые позволяли ему обогащать палитру спектакля свежими красками
Он, в действительности, обогащал, украшал и вносил нечто новое своими музыкально-танцевальными шедеврами.
Знакомство с композитором и дирижером Чайковским, что произошло при их совместной занятости над постановкой, стало пиковой и итоговой творческой работой Петипа. Как показывало развитие русского балета, творческие способности, энергия и ясный, живой ум у Мариуса не угасали.
Петипа – человек, считающий Россию своей второй Родиной, сделал русский балет мировым достоянием и тем самым увековечил свое имя в истории балета. Век Петипа, как впоследствии назвали время расцвета балета в России, остается вечным в памяти русского и мирового наследия балета.
Чего ожидать в будущем году?
В 2018 году по инициативе правительства всех нас ожидает волна искусства отечественного балета.
Ответственный председатель правительства России на собрании культурного значения заявила: Мы решили выступить с инициативой посвятить 2018 год русскому балету и Мариусу Ивановичу Петипа
Таким образом, жителям нашей страны следует приготовиться и внимательно следить за намеченными планами в области балета на этот год.
В общих чертах известно, что ожидаются следующие значимые мероприятия в стране:
- Открытые лекции и мастер классы балетного искусства;
- Знакомство с лучшими руководителями российских балетных школ;
- Встречи с ведущими мировыми балетмейстерами мира;
- Посещение нашей страны приглашенными гостями, прибывшими с Родины Мариуса Петипа;
- Проведение тематических выставок и фестивалей;
- Спектакли балета, включая шедевры Петипа.
Значимость обращения такого внимания балетному искусству, как объявление темой года, обусловлена по многим причинам. Наиболее центральные и главенствующие обозначены ниже:
- Важно подчеркнуть нужность поддержки балета, в том числе со стороны правительства;
- Необходимость увеличения уровня осведомленности населения в теме русского наследия балета;
- Потребность в усилении уважения и повышении гордости за данный вид искусства, а также увеличении заинтересованности в нем;
- Надобность в приумножении, а не только в сохранении балета.
К тому же планируется ввести балет в рамки системы образования, так как он давно зарекомендовал себя как составную часть нашей культуры. По известным фактам, в Санкт-Петербурге по инициативе Академии Вагановой Мариусу Петипа установят мемориальную доску.
Грядущий 2018 год окунет в атмосферу культурного наследия страны, наполнит духом балетного искусства и непременно останется в памяти каждого, не оставив никого равнодушным.
Видео-новость
https://www.youtube.com/watch?v=Z4Txek9_U50
Статья написана для сайта https://mana.su