Единый государственный экзамен, на сегодняшний день, является единственной законной формой проверки знаний учащихся общеобразовательных учебных заведений – школ, гимназий, лицеев, от результатов которого напрямую зависит будущее школьника. Поэтому неудивительно, что готовиться к столь важному мероприятию подростки начинают со средней школы – посещают факультативы, дополнительно занимаются с репетиторами и доводят до автоматизма навык решения тестовых заданий.
Без успешно сданного экзамена (успешной сдачей считается получение минимального проходного балла установленного нормами контроля) учащийся может забыть не только о заветном бюджетном месте, но и о школьном аттестате
Одним из главных вопросов последних лет является вопрос о том, будет ли китайский язык внесен в список иностранных языков, которые можно сдавать в форме государственного экзамена и если да, то будет ли проводиться ЕГЭ по китайскому языку в 2018 году, как обещает Министерство образовании Российской Федерации.
Впервые попытка провести тестирование по китайскому языку была предпринята в 2015 году, на базе тестов разработанных за год до этого. Три тысячи учащихся пытались доказать свое владение иностранным языком, однако нельзя сказать, что это был положительный опыт, так как в процессе сдачи были выявлены серьезные недостатки, касающиеся как формы экзамена, так и уровня подготовки школьников.
Так, на сегодняшний день не существует программы подготовки и учебников, которые были бы утверждены на государственном уровне, и, судя по последним данным, едва ли стоит их ждать в ближайшее время.
Критерии оценки самого экзамена также до конца неясны и это несмотря на то, что знания, необходимые для успешной сдачи экзамена, должны соответствовать среднему уровню В1 или В2. Для справки: примерно такой же уровень имеет учащийся третьего курса лингвистического факультета, изучающий китайский язык.
Что касается самого тестирования, то экзаменационный бланк состоял из 5 разделов, включающих в себя 44 задания:
- Чтение.
- Аудирование.
- Лексика и иероглифика.
- Письмо.
- Устная часть.
Если аудирование далось школьникам относительно легко, то чтение и устная часть прошли крайне неудачно – большинство подростков не смогли прочитать текст, представленный без транскрипции, и как следствие, завалили пробный тест. Впрочем, есть в этой бочке дегтя и ложка меда – задания на лексику, и письмо составлены грамотно, и достаточно просто: здесь стоит отдать должное Федеральному институту педагогических измерений (ФИПИ), который занимался разработкой теста.
Как позже стало известно, в 2016 году содержание государственного экзамена было тщательно переработано в соответствии с общепринятой моделью тестов по иностранным языкам. Особенное внимание уделили проверке устной части – теперь выпускник должен записать свой ответ на диктофон, после чего запись автоматически отправится к экспертам, отвечающим за проверку. Исходя из оценки выставленной каждым экзаменатором, будет высчитываться средний балл за всю устную часть.
Благодаря такой системе проверки Министерство образования рассчитывает получить максимально достоверную оценку знаний
Очередная попытка массового проведения единого государственного экзамена по китайскому языку намечена на весну 2018 года, однако, даже с учетом принятых изменений нельзя сказать, что все организационные проблемы удалось устранить.
Препятствия для введения ЕГЭ
Как уже было сказано, одной из главных трудностей введения экзамена по китайскому языку на постоянной основе является отсутствие в школах методологической базы и утвержденных общеобразовательных программ.
Вторая не менее важная сложность проведения экзамена заключается в подборе экзаменаторов, чей уровень позволит справедливо оценивать достижения школьников. Ни для кого не секрет, что основным регионом, где китайский язык хоть как-то представлен на образовательном уровне, является регион Дальнего Востока.
И совершенно ясно, что местные педагоги не справятся с такой нагрузкой. Более того, эксперты также нуждаются в определенных методических рекомендациях, которые будут регулировать их работу, но их тоже нет.
Ну и третьей проблемой можно считать крайне нестабильное преподавание китайского языка в школах страны. Большинство сдающих экзамен получают знания не благодаря усердию на школьных занятиях, а на голом энтузиазме и дополнительных языковых курсах. Нужно признать – в России нет достаточного количества специалистов, которые могут подготовить выпускников к такому важному экзамену. А те, что есть, в основе своей, не пытаются развивать свои языковые навыки.
Поэтому, несмотря на то, что Министерство образования считает, что в техническом плане они готовы принимать экзамен по восточному языку в штатном режиме, существует ряд трудностей, которые могут превратить его в сплошную головную боль. Для этого достаточно будет просто открыть задания, которые местами вызывают ужас.
Так, в одном из пробных тестов школьникам предлагалось расставить тоны в словах, в переводе означающих названия алкогольных напитков. И даже если списать это на часть менталитета жителей Китая (в учебниках зачастую встречаются подобного рода задания), то этого все еще будет недостаточно, чтобы оправдать халатность составителей.
Мнение экспертов
Большинство востоковедов придерживаются того же мнения, что представлено выше: в едином государственном экзамене существуют две главные проблемы – отсутствие учебников и отсутствие специалистов.
Как отмечают лингвисты, в российских школах крайне низкий уровень преподавания языка. Связано это с тем, что школьники изучают иностранный язык по китайским учебникам не адаптированным под языковое восприятие русскоговорящего человека. Даже учебники рассчитанные на казахстанских школьников, которые во многом нам близки, не могут передать все нюансы изучения.
Поэтому, прежде чем вводить новый иностранный язык не мешало бы сформировать определенную систему и необходимую базу – очевидно, что экзаменовать учащихся, которые не имеют достаточных знаний затея бессмысленная.
Впрочем, это в некоторой степени можно объяснить политической ситуацией: восточные партнеры давно интересовались тем, почему в русских школах не преподают китайский язык, и его нет в списке экзаменов по выбору. В Китае, например, с русским языком знакома значительная часть населения, а советская культура до сих пор вызывает трепет.
Возможно, именно по этой причине правительство торопится с программой проведения итоговой аттестации, не особо задумываясь над существующими проблемами.
Многие эксперты действительно обеспокоены тем, что очень перспективное китайское направление может быть уничтожено поспешностью чиновников, а сам предмет станет формальным «вторым иностранным», на который, по словам Министра образования Ольги Васильевой, у школьников нет времени.
Будут ли в 2018 году решены основные проблемы, сказать трудно. Вероятней всего нет, поэтому всем выпускникам, планирующим в будущем связать свою жизнь с китайским языком, придется рассчитывать только на свои силы.
Видео новость
Статья написана для сайта https://mana.su
1 комментарий
Кристина
Китайский язык уже как 10 лет является одним из востребованных и потому крайне необходимо привлекать людей, способных преподавать язык на должном уровне и в обычных школах. Все мои знакомые, знающий китайский, изучали его на специализированных языковых курсах и стоит ли говорить, что удовольствие это не из дешевых.