С самого начала перехода нашей страны на ЕГЭ, одиннадцатиклассники ежегодно зимой садятся писать итоговое сочинение. Это первый выпускной экзамен одновременно являющийся и допуском к основной, «летней» части ЕГЭ.
Ученик, чья работа была оценена на «незачет», а также те, кто вовсе не написали сочинение, должны поправить свое положение весной – на пересдаче.
Если и в этот раз школьник разочарует проверяющих, ему будет отказано в доступе к сдаче Единого государственного экзамена. Чтобы закончить школу, таким лицам придется потратить еще один год. Эти жесткие правила требуют самой серьезной и тщательной подготовки к выпускному сочинению. Ведь от успешной сдачи работы по литературе, по сути, зависит сдача основной части ЕГЭ и поступление в университет.
Конкретные сроки для сдачи первого государственного экзамена в этом году еще не обнародованы. Статистика прошлых лет позволяет сказать, что для этой цели выбираются первые числа декабря. Пересдача сочинения проходит весной. И оснований считать, что Министерство образования в 2018 году захочет кардинально поменять сроки сдачи сочинения по литературе, не имеется.
содержание
На что нужно обратить внимание?
Сочинение, как и всякое, итоговое испытание, предусматривает ряд требований и оценочных критериев, которым оно должно отвечать. Для получения «зачета» по литературе школьники должны выполнить следующие предписания и параметры, установленные законом:
- Первое условие состоит в том, что время написания сочинения лимитировано. На создание текста отводится 4 часа, а точнее – 3 часа и 55 минут. Позже этого срока работы не принимаются. Поэтому школьникам есть смысл потренироваться дома укладываться в отведенное время.
- Объем также имеет ограничения. Минимальное количество слов – 250. Если ученик напишет хотя бы на одно слово меньше, оно будет отклонено как несоответствующее государственным требованиям и работа получит «незачет». В связи с этим, рекомендуется писать с запасом и придерживаться ориентира в 300-350 слов.
Кроме того, сочинение должно:
- раскрывать заявленную тему и полностью соответствовать ей;
- показывать высокое качество письменной речи;
- иметь правильную композицию;
- быть грамотным;
- быть аргументированным (с примерами из произведений, пройденных в рамках предмета «литература»);
- быть построено на логичных рассуждениях;
- быть внутренне непротиворечивым.
На сегодняшний день для оценки сочинения используется не пятибалльная система – с отметками от единицы до пятерки – а система «зачет/незачет»
Главное – не отступать от основных правил и требований к выпускному сочинению. Если при написании будет не соблюден хотя бы один параметр, такая работа при проверке получит «незачет».
Как должно выглядеть сочинение?
Каждый из учеников за время школьной учебы написал не один десяток сочинений по литературе. Все знают, что текст должен быть написан в соответствии с заявленной темой; его построение должно быть логичным, в словах и предложениях не должно быть грамматических и пунктуационных ошибок.
Номинально структура выпускного сочинения не регламентирована. Однако для получения зачета следует придерживаться стандартного плана:
- Вступление.
- Основная часть.
- Главный тезис и аргументы к нему.
- Второстепенный тезис и аргументы к нему.
- Третий тезис и аргументы к нему.
- Заключение.
Помните, что основная часть обязательно должна быть самой большой, поэтому именно здесь стоит наиболее развернуто излагать свои мысли.
Тезисы можно сокращать. Их может быть два или даже – на крайний случай – один.
Однако такой формат предполагает более подробное и емкое его рассмотрение с множеством подкрепляющих основную мысль аргументов.
Как готовиться к написанию сочинения?
Конкретные темы для итогового сочинения готовятся и утверждаются в Рособрнадзоре. Причем, для каждого часового пояса эти перечни – разные. Публикация тематических блоков и конкретных тем осуществляется не ранее, чем за 15 минут до старта экзамена. То есть, узнать их заранее вряд ли получится.
Но это вовсе не значит, что можно ничего не делать. Готовиться к написанию итогового сочинения, конечно, необходимо. Для начала проштудируйте прошлогодние темы. Однако чересчур зацикливаться на них и на работах, написанных по данным темам, не стоит: Министерство образования никогда не ставит одну и ту же задачу дважды.
Главной целью обращения к сочинениям прошлых лет является анализ структуры итоговой работы и некоторых ее особенностей
Кроме того, можно попробовать воссоздать условия сдачи: засечь 3 часа 55 минут и написать за это время сочинение по одной из тем прошлых лет. Такая проверка на самом деле дает много информации к размышлению.
Проводя работу над грамматическими и орфографическими ошибками, быстро приходит понимание что именно нужно подтянуть или изменить.
Например, если человек пишет длинными и сложными предложениями, трудными для понимания, можно попробовать разбивать их на несколько более простых.
После того, как тематические блоки сочинений 2018 года станут известны, также не стоит кидаться и пытаться охватить их все: достаточно выбрать один или два. Просмотрите их максимально тщательно, оцените уровень владения литературными произведениями, по которым нужно писать текст. Ничего особо страшного чиновники от образования, в общем-то, не придумывают, поэтому бояться нечего: в одном из блоков обязательно попадется та тема, которую вы знаете на отлично.
Как гарантированно получить «зачет»?
Прежде всего, не торопитесь: спокойно обдумайте предложенную тему и составьте черновой вариант плана работы.
Постарайтесь всесторонне рассмотреть главную мысль вашего сочинения, его основной посыл. Она должна быть четкой, ясной и предельно внятно сформулированной.
Далее продумайте тезисы, которые бы подтверждали вашу позицию, и выводы, на основании которых вы приходите к итоговому заключению.
Тезисы непременно стоит подкреплять конкретными примерами.
Будет плюсом, если вы укажете не только название произведения или фамилию героя, но также фамилию автора и конкретную ситуацию, на которую опираетесь
При написании сочинения старайтесь обращаться к самым ярким и наиболее глубоким эпизодам литературного произведения. Однако пересказывать текст своими словами не нужно, поскольку в этом случае работа будет больше походить на изложение, что недопустимо.
Проводя анализ того или иного события или действия персонажа, высказывайте свою личную оценку. Это позволит проверяющему понять, что вы действительно вдумчиво ознакомились с произведением и размышляли над поставленными автором проблемами.
Наличие цитат приветствуется, однако злоупотреблять ими не стоит: будет вполне достаточно одной-двух. Лучше сместить акцент на предельно внятное объяснение собственной позиции, а не пересказывать авторскими словами отношение того или иного персонажа к какому-либо событию в тексте.
Видео-новость
Статья написана для сайта https://mana.su