С нового года Центробанк изменяет правила ОСАГО. В частности, с 1 января 2018 года будут выпускаться обновленные бланки с новой защитой и QR-кодом, позволяющим мгновенно получить через интернет сведения об электронной версии документа. Сам регулятор объясняет необходимость нововведений частыми злоупотреблениями граждан и компаний в этой сфере.
Несмотря на постоянное внимание государства к теме автополисов, количество поддельных страховок не уменьшается.
Это говорит о том, что мошенники легко обходят существующие законодательные ограничения и продолжают производство фальсификата.
Новый ОСАГО 2018 года, как надеются эксперты, поможет снизить количество тех, кто занимается выпуском поддельных страховых документов. Представители Центробанка признают, что эти изменения не решат всей проблемы, но значительное сокращение доли фальшивых полисов им вполне по силам.
Напомним, ранее регулятор неоднократно пытался бороться со страховыми мошенниками, однако предпринимаемые меры были явно недостаточными. Нарушители закона быстро обходили новые правила и продолжали обманывать добросовестных покупателей страховок. С введением данных поправок, как надеются представители РСА (союз автостраховщиков) и ЦБ РФ, положение дел изменится.
содержание
Зачем нужны новые полисы
В прошлом, 2016-м году бланки полисов также были изменены в связи с введением новых степеней защиты.
Усложнять подделку документов были призваны такие технические внедрения, как:
- сложный в цветовом отношении фоновый рисунок бумаги;
- новые водяные знаки;
- вставная металлизированная нить;
- и некоторые другие детали.
Уже тогда поступали предложения закрепить за каждым документом электронный QR-код. Однако представители профильных ведомств воспротивились этому, считая подобную практику несвоевременной. Тогда регулятор выделил на переоснащение страховщиков и ознакомление с изменениями 3 месяца – с июля по октябрь 2016 года.
Специалисты Гознака и Центробанка говорили, что мошенники долго не смогут выпускать фальшивые бланки нового образца. По их уверениям, страховщикам был обеспечен минимум год спокойной работы. На деле все оказалось не так. С появлением новых бланков ОСАГО, часть недобросовестных брокеров и агентов стали продавать их «налево», ссылаясь на утрату документов или кражу. Да и преступники оказались гораздо проворнее, чем ожидалось: освоить навыки подделки новых автостраховок у них получилось очень быстро.
Проблему вскоре пришлось признать. РСА вынуждено было заявить о том, что реформа ЦБ оказалась малоэффективной. Нововведения были названы «сырыми», непродуманными и не оказывающими положительного эффекта на рынок страховых услуг. Фальшивок было по-прежнему много. Помимо этого, специалисты обращали внимание и на недочеты системы идентификации полисов. В частности, инспектор ДПС при выезде на место ДТП должен проверить наличие страховки, но подлинность бумаги здесь он проверить не может.
В еще худшей ситуации оказываются участники ДТП, решившие оформить европротокол. По сути, вопрос проверки страхового полиса здесь ложится на самих водителей
Оснащение бумаг QR-кодом как раз и должно решить эту проблему. При помощи смартфона любой заинтересованный человек сможет быстро проверить легитимность страховки, «пробив» ее наличие в базе РСА. Такая идентификационная возможность, как отмечают разработчики изменений, сделает рынок автострахования более безопасным. Впрочем, ряд специалистов сомневается в эффективности подобной меры.
Что еще включат в новый бланк
Новый образец обязательного автополиса будет содержать данные:
- Обо всех коэффициентах, увеличивающих стоимость страховки.
- О КБМ (бонусах за безаварийную езду).
- О стоимости договора (теперь сумму, уплаченную за выдачу полиса ОСАГО, будут для наглядности указывать отдельно – в верхнем правом углу бумаги).
- Обо всех ранее заключенных страховых договорах.
Помимо этого, как уже указывалось, главной новацией полисов 2018 года станет QR-код
Просканировав его при помощи специального приложения на телефоне, лицо тут же получит всю информацию из базы РСА по конкретной страховке и узнает все нюансы договора.
Мнение экспертов
Сотрудники страховых организаций пока относятся к новой реформе регулятора с изрядной долей скепсиса. Такое отношение во многом вызвано рядом прежних неудачных попыток. В прошлом году Центробанк, как и сейчас, убеждал страховщиков, что отныне никаких проблем с поддельными бумагами не будет. Однако практика показа иной результат.
Еще одним мотивом для сомнений является требование о внесении сведений по всем дополнительным услугам компании. Так государство пытается защитить водителей от попыток навязать ненужные страховые продукты. Сами же страховщики называют такую меру излишней.
Они отмечают, что с давлением по оформлению допуслуг хорошо справляется уже существующий так называемый «охлаждающий период» – 5-дневный срок, в который водитель вправе отказаться от любых ненужных обременений, полученных «в нагрузку» к страховому полису. Другая часть экспертов и вовсе считает требование об указании дополнительных услуг вредным.
По их мнению, если страхователь подпишет договор со всеми перечисленными «допами», то шанса доказать факт давления со стороны страховщика у него практически не будет. Ведь подпись под договором как раз и означает, что потребитель согласен со всеми указанными услугами и знает о них.
По вопросу производства поддельных страховок, компании также не уверены, поможет ли нововведение сократить рынок фальшивых полисов.
Современные мошенники вполне могут заняться подделкой и QR-кода, который при попытке прочитать его, будет отправлять пользователя на «липовый» сайт РСА
Или придумают еще более простую схему мошенничества. Как говорят страховщики, сегодня примерно 3% от общего числа водителей имеют поддельные полисы. И эта цифра последнее время не растет. Но не из-за эффективных мер государственной борьбы с преступностью, а за счет уменьшения числа оформляемых ОСАГО.
Какие еще изменения ждут ОСАГО
Усовершенствование бланков – это еще не все. Правительство намеревается ввести и более серьезные изменения. Например, Минфин занимается разработкой проекта, который кардинально изменит подход к ценообразованию автостраховки.
Чиновники ведомства считают, что страховщик должен учитывать не только автомобиль и его состояние, но и личность водителя
Согласно этому законопроекту стоимость полиса будет складываться – в том числе – из коэффициентов, оценивающих навыки вождения владельца машины. Такое изменение изменит систему расчетов и, прежде всего, цифру КБМ, поскольку тогда будут считаться не количество ДТП, в которые попало конкретное авто, а те, которые числятся за водителем.
Сотрудники ведомства признают, что проект еще требует доработки и имеет некоторые спорные моменты.
Страховщики также отнеслись к подобной перспективе холодно. Их представители уверяют, что нынешняя система расчетов достаточно хороша (о чем свидетельствует 40 миллионов застрахованных водителей). К тому же планируемые Минфином изменения потребуют масштабной реорганизации, что в сегодняшних условиях весьма затруднительно.
Видео новость
https://www.youtube.com/watch?v=yb3IncO73tQ
Статья написана для сайта https://mana.su