Согласно пока что действующей ныне системе студенты-медики для получения права работать доктором вынуждены обязательно успешно пройти курс интернатуры при любом медицинском учреждении (например, при поликлинике или же больнице). Только после этого им предоставляется возможность начать самостоятельную врачебную практику. Так процедура становления молодых докторов выглядела ранее. Однако с 2016 года ситуация несколько изменилась, в связи с чем для студентов медицинских вузов стал весьма актуальным вопрос: как изменится интернатура в 2018 году и будет ли она вообще существовать в дальнейшем?
содержание
Что дает и чего лишает отмена интернатуры?
Вопрос об отмене интернатуры обсуждается уже довольно давно (если быть точным, то с 2011 года). И связанно это с тем, что в 2011-м вступил в действие третий ФГОС (Федеральный Государственный Стандарт Образования). В нём прописаны те изменения, которые призваны усовершенствовать образовательный процесс и тем самым вывести подготовку будущих докторов на принципиально новый уровень качества.
Согласно новым стандартам подготовки медиков основное значение в их обучении теперь отводится не овладению теоретически знаниями, а именно освоению практических навыков на каждом курсе обучения, начиная уже с первого. Кроме того, теперь в обязательном порядке студенты должны написать и защитить научно-исследовательскую работу
Новая система образования, в основу которой положен принцип формирования компетенций, предусматривает, в первую очередь формирование практических навыков у студентов в белых халатах, которое будет производиться уже непосредственно на базе медицинских ВУЗов, а также клиник разных уровней. То есть абитуриенты медицинских специальностей чуть ли не с первого дня обучения будут под контролем маститых наставников на практике обучаться работе с пациентами в, так сказать, «полевых условиях».
Если же имеющейся базы клинических учреждений окажется недостаточно, системой образования предусмотрено создание симуляционных методов обучения. В таком случае студентам-медикам придётся оттачивать свои профессиональные навыки на искусственных пациентах, в роли которых будут выступать симуляторы и фантомы разных видов. Этот вид обучения на сегодняшний день довольно распространён в высших учебных заведениях медицинской направленности по всему миру, являясь обязательной составляющей их учебных программ и планов.
Метод симуляционного лечения полезен тем, что позволяет студентам-медикам оттачивать полученные знания и навыки без риска причинения ущерба здоровью пациентов. Именно на манекене можно не единожды повторить те или иные медицинские манипуляции, совершение которых необходимо, например, во время оперативного вмешательства, с целью их запоминания и оттачивания.
Работая с манекенами можно без последствий отточить определённые медицинские манипуляции, увидеть и понять ошибки будущих докторов, дабы потом снабдить их нужными рекомендациями. В конце концов, эта методика отлично выявляет сильные и слабые стороны каждого отдельно взятого будущего врача.
Итак, согласно третьему стандарту образования:
- обучение для студентов медицинских ВУЗов будет длиться 5-6 лет;
- новая программа их обучения будет выписана в полном соответствии с третьим ФГОСом;
- все выпускники медицинских учебных заведений высшего уровня аккредитации получат подготовку на должном уровне, позволяющую им практически сразу после получения дипломов приступить к врачебной практике;
- интернатура, как образовательная ступень в подготовке будущих врачей, упраздняется для студентов всех специальностей, начиная с 2018, поскольку в её существовании нет необходимости.
Что касается реакции медиков разных уровней на решение об отмене интернатуры, то однозначным назвать его нельзя. Одним из нововведений является отмена последипломной практики. Уже с 2018 года требование о её прохождении будет упразднено, равно как и требование наличия сертификатов.
Теперь для трудоустройства молодого врача хватит и диплома. Роль упразднённой теперь интернатуры оценить однозначно тоже тяжело. Ведь, с одной стороны, интернатура содержала требование подтверждения компетенции врача сертификатом, который, по сути, являлся своеобразным путёвкой к более качественной подготовке молодого специалиста.
С другой стороны, упразднение интернатуры, это неплохой вариант решения вопроса нехватки кадров, поток которых теперь будет направлен непосредственно в больницы и поликлиники на местах на вакантные должности педиатров и терапевтов.
Это является весьма положительным моментом, ведь, на сегодняшний день кадровый вопрос в отрасли здравоохранения стоит очень остро. В медицинских учреждениях разных уровней кадровый дефицит специалистов составляет около 40%. Особенно это касается амбулаторных лечебных учреждений и муниципальных клиник.
Именно исходя из вышеописанной ситуации, было принято решение о направлении молодых врачей на рабочие места сразу после получения ими дипломов. Таким образом чиновники надеются решить вопрос дефицита кадров в медицинской среде.
Хотя это не означает, что система контроля качества знаний студентов медицинских ВУЗов будет упразднена. Вовсе нет. Просто теперь её обозначат термином «аккредитация». Аккредитоваться же будущие доктора будут уже непосредственно в период сдачи гос. экзаменов.
Внедрение новых стандартов образования для студентов медицинских ВУЗов предусматривает значительное увеличение часов отведённых на практические занятия. Правда, программы некоторых медицинских дисциплин были скорректированы в сторону уменьшения. В связи с этим возникают определённые опасения, что знания студентов в белых халатах по некоторым предметам слегка ухудшатся.
В связи с этим, для полноценного выполнения молодым доктором своих профессиональных обязанностей, университетского багажа знаний может оказаться недостаточно. А практические навыки, отработанные на симуляторах не заменят опыта полученного при общении с реальными пациентами и в процессе оказания им необходимой медицинской помощи.
Ещё одним ключевым аспектом в работе доктора является предрасположенность к нему пациентов. По большому счёту почти каждый из нас может попасть в ситуацию с посещением доктора лишь вчера простившегося со студенческой скамьёй. В таком случае первой проблемой, которая будет нас волновать, станет вопрос уровня его профессиональной компетенции.
А когда на приём к такому доктору попадает пациент преклонного возраста, важность этого вопроса, прямо скажем, для такого больного возрастает в разы. Каким образом будет решена проблема доверия к молодым врачам со стороны пациентов? Это ещё один вопрос, на который обществу уже в обозримом будущем придётся искать ответ.
Изменения в программе обучения медицинских работников
Приверженцы внедрения третьего ФГОСа в систему обучения студентов медицинских ВУЗов уверяют, что это обеспечит переход мед. образования на качественно новый уровень.
Имплементация этих изменений в образовательный процесс, направленный на подготовку будущих врачей предусматривает:
- освоение первокурсниками модуля практических знаний под общим названием «Основы ухода за больными терапевтического и хирургического профиля» Причём, треть академических часов предусмотренных для его изучения будет выделена в отдельный блок, представляющий собой ни что иное, как прохождение практики в лечебных учреждениях (в частности – больницах);
- изучение студентами второго курса дисциплины под названием «Сестринское дело» в объёме 72 академических часа;
- увеличение для студентов третьего курса объёма академических часов отведенных на приобретение практических навыков по оказанию неотложной медицинской помощи;
- изучение студентами четвёртых и пятых курсов при кафедрах хирургии, акушерства и гинекологии, а также терапии программного материала мед. дисциплин в значительно расширенном объёме.
На этом полный перечень изменений внесённых в программы обучения студентов-медиков не заканчивается. Но, все они внесены с одной целью: значительно повысить уровень квалификации будущих докторов и качества получаемого ими образования.
Соответственно молодые специалисты в белых халатах будут владеть уровнем квалификации достаточным для того, чтобы сразу после окончания ВУЗа работать на должностях педиатров и терапевтов. Что же касается более узких специализаций, которые требуют специализированных знаний и громадного практического багажа, как раз для их освоения и было принято решение оставить такую образовательную ступень как ординатура.
Так вот. Ординатура предусмотрена для тех докторов, которые решили получить более узкую медицинскую специализацию, например, хирурга, нейрохирурга или кардиолога. В таком случае эти врачи будут ещё учиться дополнительно 2-5 лет, поскольку срок обучения в данном случае напрямую зависит от выбранной специализации.
2017-й станет последним годом выпуска из стен медицинских ВУЗов интернов, поскольку студентам, которые выпустятся в 2018 году уже не нужно будет учиться в интернатуре. Идеологи третьего ФГОСа уверенны, что за шесть лет освоения медицинской науки в духе новых требований, будущие молодые доктора будут отлично подготовлены к частной практике лечения пациентов в стенах медицинских учреждений страны
Видео-новость
Статья написана для сайта https://mana.su