Вертолет Ми-38 находится на вооружении российских военно-воздушных сил вот уже более пятнадцати лет. За это время летательный аппарат сумел зарекомендовать себя как один из лучших многоцелевых воздушных средств мира, преодолев высотную планку в 8600 метров на выставке военной техники в 2012 году. Используется данная модель, как правило, для перевозки больших грузов, поисково-спасательных целей и перемещения высокопоставленных лиц, и пассажиров.
О возможной модернизации летного устройства слухи ходили давно, однако реальные попытки изменить технические показатели не предпринимались. И вот в середине 2017 года Конструкторское бюро Миля заявило о том, что измененный военный Ми-38 в 2018 году будет анонсирован на мировой арене. Контракт на поставку обновленной техники уже подписан, а это значит, что работа активно ведется.
По заявлениям Министерства обороны, первая поставка «нового» вертолета осуществится ближе к концу 2018 года
Обновление характеристик будет произведено в рамках программы по перевооружению российской армии, рассчитанной до 2025 года. К слову, выбран данный аппарат был неслучайно, а благодаря уникальным техническим характеристикам и огромному потенциалу, который можно усовершенствовать с рассчетом на долгую перспективу.
Каким будет военный Ми-38
Основные работы по улучшению военного потенциала вертолета ведутся по двум фронтам: с одной стороны инженеры пытаются увеличить грузоподъемность аппарата, а с другой – поднять уровень возможной высотной планки, для более эффективной работы даже в сложных условиях.
Как можно понять, задачи эти во многом противоположные, так как частично исключают друг друга (трудно заставить технику взлететь выше, если ее вес должен значительно увеличиться), однако для сотрудников конструкторского бюро нет ничего невозможного, особенно в том случае, когда они трудятся на благо российской армии.
Помимо этого, интеллектуальная мощь инженеров направлена на расширение других технических и эксплуатационных параметров с учетом тех вызовов, которые бросают современные реалии. В результате модернизации, аппарат должен стать авиационной жемчужиной, среди имеющихся в запасе многоцелевых воздушных средств.
Для этого на борту обновленного вертолета испытают модернизированную внешнюю подвеску и внутреннюю стрелу, а также проведут дополнительные испытания в условиях снежных завалов, заледенелой полосы, повышенного грунта и песка.
Важно отметить, что помимо модификации самого Ми-38, на базе его характеристик планируется разработать ряд летательных аппаратов, которые будут соответствовать всем характеристикам, необходимым для службы в военных условиях. Так, Министерство обороны Российской Федерации ожидает получить следующие вертолеты:
- Вертолет-постановщик помех, который будет использоваться для разведки и получения секретных данных. КБ Миля не впервой работать над данным типом аппарата – из его ангаров вышел не менее известный Ми-8ПП, который на протяжении долгих лет считается одним из лучших в своем роде.
- Медицинский вертолет с расширенными характеристиками, благодаря которым аппарат сможет безопасно добираться в самые труднодоступные места и оказывать своевременную помощь.
- Поисково-спасательный вертолет, способный работать в условиях большого задымления, пожаров и сильного холода.
- Эвакуационно-реанимационный вертолет, который, вероятней всего поступит в ведомство Министерства чрезвычайных ситуаций РФ, для экстренной эвакуации тяжелобольных пациентов и граждан пострадавших от стихии.
- Транспортно-десантный вертолет, с возможностью входить в так называемый режим невидимости, для реализации военных операций.
- Арктический вертолет, который будет являться прямой модификацией базового Ми-38 для работы в условиях Арктики и крайнего севера. Ожидается, что модель будет использоваться для охраны северных границ Российской Федерации.
Изготавливаться новые модели будут исключительно из отечественных запчастей и материалов, что, ко всему прочему, окажет благотворное влияние на развитие российской промышленности
Нелегкий «путь» вертолета
Из-за многих политических перипетий, вертолет долгое время оставался в тени авиации, если, конечно, считать, что в стране была авиации во время перестройки и сопровождающих ее экономически и политических кризисов.
Впервые, разработки потенциального Ми-38, который должен был заменить популярный тогда Ми-8, появились в 1981 году. Разработкой новой модели активно занимались лучшие инженеры Конструкторского бюро Миля и на международном салоне «Ле Бурже» 1989 года, макет летательного аппарата произвел фурор. Однако в стране в это время началась череда смены власти, положение промышленности стало неустойчивым и в результате, отрасль авиационной инженерии начала угасать в виду недостаточного финансирования.
К тому же, многие сотрудники вынуждены были покинуть свои детища, чтобы хоть как-то себя прокормить. Поэтому первый опытный образец появился лишь в 2002 году, благодаря энтузиазму сотрудников КБ, а свой дебютный полет Ми-38 совершил только в 2003 году – спустя 22 года после первых чертежей.
Долгое время Министерство обороны категорически отказывалось использовать вертолеты Ми-38 в своих целях из-за того, что при проектировании были задействованы иностранный двигатель и импортные комплектующие. Но тут в дело вмешался случай, и КБ поступил заказ на поставку Ми-38 сразу от двух инвесторов на сумму более трех миллиардов, после чего Министерство обороны по достоинству оценило возможности вертолета и вписало летательный аппарат в программу перевооружения российской армии.
В итоге, второй опытный образец увидел свет в 2011 году: теперь все, кроме двигателя было отечественного производства. Полностью российским вертолетом Ми-38 стал только в 2014 году, когда инженеры смогли заменить и усовершенствовать характеристики импортного двигателя. Спустя 4 года, в 2018 году, армию ждет поступление вертолетов Ми-38 пятого поколения, которые, несомненно, украсят ряды авиационной техники.
Видео
Статья написана для сайта https://mana.su