Социум становится все более автоматизированным, а мир – беспилотным. Пожалуй, эта фраза более всего подходит для описания тенденций, складывающихся на рынке автоперевозок и, прежде всего, беспилотников и электрокаров в 2018 году. Можно с уверенностью сказать, что в данный момент наступает эра роботизированного, беспилотного управления автотранспортом.
Сокращение количества людей в водительском кресле автомобиля ставит много пока не решенных задач:
Психологическое отношение пользователей. Не то, чтобы нас удивляли самодвижущиеся экипажи, но способность компьютеров «быть уверенными», что затормозить перед бетонной стеной на скорости хотя бы 40-50 км/ч они успеют (с учетом множества проанализированных факторов), не всегда добавляет уверенности пассажирам в сохранности их жизней. Есть мнение, что именно в этой сфере необходимо провести множество тестирований и настроек. Что из этого сделано – видно невооруженным взглядом (немного).
Вопрос ответственности. Допустим, беспилотный автомобиль попадает в аварию и опять же, допустим, очевидно «неоптимальное» функционирование управляющей системы. Т.е. ДТП, виновником которой является компьютер. Кто будет нести ответственность за последствия аварии? Варианты:
- собственник автомобиля-беспилотника (потому что аппаратом владеет именно он);
- разработчик программного обеспечения, управляющего автомобилем (потому что дефект в его программном продукте, раз уж авария стряслась);
- пассажиры (потому что они на месте и у них явно должны быть при себе какие-то деньги);
- страховая компания (потому что она всегда за все в ответе).
Даже если мы совокупно определимся с оптимальным выбором, то нужно еще выбранную альтернативу легитимизировать. Необходимо вносить изменения в ПДД, придавать альтернативе формат закона, обязательной к исполнению инструкции или, хотя бы подзаконного акта.
А значит, к процедуре должно подключиться государство: законодатели на федеральном и региональном уровне должны будут длительное время обсуждать этот вопрос посредством специально созданных комитетов, неоднократно отправлять множество регулирующих данный аспект актов на доработку, чтобы потом торжественно принять в трех чтениях.
Как вы думаете, что из всего этого уже реализовано, и какое нужно время, чтобы совершить всю эту работу?
Вопрос технологической поддержки. Как правило, чем техника технологичнее, тем она чаще ломается и требует длительной валидации. В случае массового (или хотя бы заметного) выпуска на дороги беспилотных авто, центров наладки программного обеспечения потребуется не меньше, чем существующих сейчас пунктов мойки и шиномонтажа. При этом набрать туда неграмотных нелегалов явно не получится.
содержание
В 2018 году в Москве появятся беспилотные машины каршеринга
Каршеринг – представляет собой уникальный сплав частного и общественного транспорта. Прежде всего, это организационная схема построения работы, согласно которой клиент арендует автомобиль на определенный срок, исчисляемый в минутах.
Он выбирает на интерактивной карте ближайшую удобную машину, бронирует ее и после того, как она ему больше не нужна, оставляет в пределах тарификационных зон. Один из популярных сервисов каршеринга на настоящий момент предоставляет такие услуги по цене 7 р./минуту.
Роботизированный каршеринг, когда вместо классических управляемых человеком автомобилей будут использоваться машины с автопилотом, существенно раздвигает границы возможного на данном рынке
Теперь пользоваться индивидуальным (сервисным) автомобилем смогут и те, кто не имеет прав на вождение. Это и граждане, находящиеся в не совсем адекватном состоянии, и даже дети. Скажите, фантастика? А вот и нет – в Сингапуре люди уже давно доверяют автороботам отвозить своих детей в школу и обратно.
Машины теперь смогут самостоятельно перемещаться в удобные места дислокации, а не быть привязанными к месту их оставления предыдущими пользователями. То же самое относится и к сервисным манипуляциям – поездкам для техобслуживания и т.п.
Замена людей на роботов позволяет полностью убрать такую статью расходов сервиса, как оплата труда наемных водителей. Их просто не будет.
Предположительно, рабочий день для сервиса будет начинаться с предварительного позиционирования автомобилей в районах, где на них будет высокий спрос. А далее, мощные компьютеры сервиса будут обрабатывать запросы и прогнозировать наиболее удобные места ожидания с учетом всех возникающих дорожных факторов и условий.
Теоретически, красиво. А как насчет практического воплощения? Уже в текущем году работы по организации в Москве каршеринга вышли на уровень испытаний на треке. Первоначальное оснащение машин датчиками, видеорегистраторами, сигнализаторами, сенсорами и камерами осуществляется вручную. Также осуществляется оборудование автомобилей механическими системами управления.
Совсем беспилотными машины не будут: их сперва будут сопровождать люди. Однако автомобиль будут тестировать как с участием человека, так и в полностью автономном режиме. А после окончания испытаний на полигоне, тестирование начнется и на городских магистралях. К тому же, к испытаниям будут подключаться и добровольцы, которые помогут составить объективную картину о технической стороне организации сервиса.
Проекту дадут «зеленую улицу» для коммерческого использования после того, как пробег беспилотников в совокупности составит не менее 100 тыс. км. по городским улицам и в самых разных режимах.
При условии отсутствия серьезных нареканий и неразрешимых проблем, клиенты смогут начать пользоваться «умным» транспортом уже, начиная с 2019 года. Ожидается также появление голосовых команд, которыми можно задать маршрут.
Автопилот программируется на безукоризненное соблюдение правил дорожного движения, для чего комплектуется избыточным набором дублирующих друг друга регистрирующих дорожные знаки и сигналы светофоров приспособлений.
Главная забота разработчиков – не допустить, чтобы их «детище» не только не навредило человеку, но даже чтобы не могло случиться инцидента, при котором робот вдруг не пропустит на переходе пешехода!
До конца 2018 года, на территории России будет установлено 1000 станций подзарядки для электрических автомобилей
Перспективы «электромобилестроения» в России огромны… Но пока они остаются перспективами в силу неразвитости инфраструктуры для автономного электротранспорта:
- пункты подзарядки можно по пальцам пересчитать в масштабах всей страны;
- сервисы, как правило, не имеют ни квалификации, ни опыта починки электромобилей;
- да и самих моделей такого автотранспорта в стране не производится, завозится мало, а на иностранных автосалонах, такой транспорт никаким образом не ориентирован на отечественного потребителя.
Последний факт собирается опровергнуть «ГАЗ». Компания полным ходом проводит разработки электромобилей. Еще в 2016 году автопроизводитель озаботился обретением соответствующих компетенций и получил Сертификат одобрения транспортных средств на электротяге.
Потенциально двигатели внутреннего сгорания свой век отжили. Можно приводить множество аргументов в пользу ренессанса ДВС и революционных технологий сжигания органического топлива. Но события и поступки говорят об обратном: Германия намерена запретить выпуск новых ДВС с 2025 года (об этом обсуждаемые в Парламенте свежий законопроект), Япония – аналогично.
При этом, полный запрет на использование автомоторов, сжигающих органическое топливо, страны намерены ввести в 2040 году. Но впереди планеты всей – Норвегия: там полностью отказаться от бензина намерены уже к 2025 году (но им это сделать просто – страна небольшая и машин относительно немного).
Тем не менее, тренд налицо. И чтобы не отстать от наредкость резонных и в своей экологической логике правильных общемировых тенденций, российским автопроизводителям имеет смысл поднапрячься. Уже в 2018 году «ГАЗ» намерен выпустить прототип отечественного электромобиля. Не отстает от своего конкурента и «АвтоВАЗ», широкой публике представлена обновленная версия электроконцепта «EL LADA».
Говоря об инфраструктуре, имеется в виду, как правило, «сеть покрытия» зарядными станциями. Даже в самом продвинутом по данному вопросу месте – в Москве – их насчитывается не более 30. Примечательно, что во всех остальных 89 регионах их насчитывается никак не больше.
Поэтому власти в стране ставят амбициозные планы по доведению общего количества зарядных терминалов в РФ до 1000 шт. аж к концу 2018 года!Однако стоит иметь в виду, что если не будет спроса, то и оборудовать свои заправки дорогостоящим оборудованием никто не будет спешить.
Поэтому здесь, как нигде, отечественное электроавтомобилестроение должно идти в ногу с реализацией инфраструктурного проекта
Такие планы подразумевают открытие в месяц не менее 80 зарядных станций. И пожалуй, одними только силами отечественного автопрома здесь обойтись не удастся. Предполагается стимулировать, прежде всего, спрос и расширить ассортимент, чтобы рынок сам установил равновесную цену и требуемое качество.
Предполагается задействовать следующие мотивирующие инструменты:
- значительное снижение заградительных пошлинных ограничений на электромобили иностранного производства;
- преференции на дороге (например, в виде официального разрешения использовать выделенные полосы для движения общественного и спецтранспорта);
- льготы по парковке.
Электрокары других производителей
Конечно, в первых рядах производителей электромобилей – высокоиндустриальные и научно-продвинутые страны.
Попробуем сделать краткий обзор:
Tesla
В планах создать «народный автомобиль». Современные технологии вполне позволяют удешевить технику, предполагающую аккумулирование значительного количества энергии. Планируется установить рекуператоры, позволяющие обеспечить пробег без подзарядки, длиной, не менее 346 км., и приемистость на уровне 5,6 с. (от 0 до 100 км/ч). Все это должно иметь стоимость в рознице, не превышающую $35 тыс.
И вот в Лос-Анжелосе презентовали новый седан на электротяге — Tesla Model 3. Дизайнеры добавили в модель черты динамики и спортивного экстерьера. Низкопрофильная резина на легкосплавных дисках впечатляет. Салон обновленной модели крайне объемен и эргономичен – пятеро смогут без труда разместиться в нем с комфортом. И это не смотря на то, что длина кузова сократилась до 4,7 м. с почти что 5,0 м.
Audi
В предстоящем 2018 производитель намерен начать исполнять свои обязательства выпуская на рынок по одной новой модели электромобиля ежегодно вплоть до 2025 года. Грядущая модель получит имя Audi Q6 e-tron.
Мощность двигателя электрического концепта составит 435 л.с., а характеристика скорости – 4,6 с. (от 0 до 100 км/ч). При этом конструкторы ограничили его максимальную скорость 210 км/ч (оно и понятно – при такой-то приемистости). Длина пробега на одной зарядке батареи – 306 км.
Aston Martin
Этот производитель не был бы самим собой, если бы не создал электроавто в премиум-классе. В сотрудничестве с китайской «LeEco» англичанин вложился в разработку и производство Aston Martin Rapid-E Concept, которая должна стать серийной уже в наступающем году.
Rapid-E имеет ту же базу, что и Rapide S. Емкости его аккумуляторов с лихвой хватит на 322 км. пробега, а скорость будет опять же искусственно ограничена 210 км/ч. Стоимость достигнет фантастических пока для этого класса машин $250 тыс.
Hyundai
Выход новинки ожидается уже в начале 2018 года. Называться она будет Hyundai Ioniq EV. Емкости батарей хватит для движения на 250 км. (на это будет потрачено 27 кВт*ч электроэнергии). Мощность мотора у модели составляет скромные 120 л.с.
При таких неброских параметрах очень хочется надеяться, что ценник на представляемую модель тоже будет скромным. Кстати, выпуском новинки 2018 года амбиции производителя не ограничиваются. Вслед за Ioniq планируется к появлению компактный внедорожник Kona, чей пробег на одной зарядке на испытаниях составил аж 390 км.
Mercedes-Benz
Конструкторы Mercedes B-Class Electric Drive явно старались сделать седан максимально комфортным. Прежде всего, это отразилось на мягкости подвески. Электромобиль, словно, специально предназначен для долгих поездок, впрочем, с весьма аккуратным стилем езды. Емкость батареи вовсе не поражает своим масштабом – всего 31,5 кВт*ч., а количество километров пробега на полной зарядке – вообще, на гране минимума – 137 км.
Зато производитель порадовал ценой – $42,5 тыс. в базовой комплектации и от этого нужно еще вычесть $7,5 налоговых льгот от правительства. Полноценная заявка на конкуренцию с Tesla.
Volvo
Пожалуй, самая закрытая информация относительно предоставляемых (или предполагаемых к выпуску) на рынок моделей. Свет увидят электрокары на базе Volvo S60 и Volvo XC60, которые будут прямыми конкурентами Tesla Model S и Tesla Model X. Судя по планам конструкторов и по динамике жанра, через пару лет (т.е. в 2019) нас ожидает большой сюрприз!
Вообще Хокан Самуэльссон (Генеральный директор «Volvo Cars») высказал мнение, что уже к 2020 г. электрокары перехватят у традиционных автомобилей с ДВС общемировую инициативу в формировании основного количества продаж автотранспорта. При этом «Volvo» собирается занять не менее 10% рынка авто на электротяге.
Jaguar
К выпуску изготовлен электрокроссовер I-Pace. Основой для него послужил Land Rover EV. Технические характеристики впечатляют: производитель пообещал мощность в 300 л.с. при том, что емкости аккумуляторов будет достаточно для 500 километров полноценной езды.
Двигатель имеет мощность в 400 л.с. в сочетании с 700 Нм крутящего момента. В результате I-Pace имеет показатель набора скорости на уровне 4 с. (от 0 до 100 км/ч). И все это при наличии полного привода.
Новая эра электрокаров
Рубикон этой эры находится, прежде всего, в сознаниях бесчисленного количества автомобилистов, рассеянных по странам мира. Именно их выбор определяет тенденции развития автомобилестроения при том, что сейчас нет такого производителя, который не исходил бы в своей деятельности из запросов рынка.
Пока сейчас абсолютное количество действующих экземпляров электромобилей в мире не слишком впечатляет: порядка миллиона с четвертью (по сравнению с сотней миллионов ДВС). Однако заявления на эту тему лидеров мирового масштаба и устремления стран сделать свой транспорт абсолютно экологичным в эксплуатации убеждают.
И прежде всего тех, кто собирается обзавестись или поменять свой личный транспорт. Экспертные оценки маркетологов сейчас консолидируются: наступающий 2018 год принесет с собой всплеск интереса широких масс автомобилистов к этому виду транспорта.
Видео
Статья написана для сайта https://mana.su
4 комментария
Роман
С каршерингом в Москве уже возникли проблемы, правила нарушил один водитель, оштрафовали другого, и подобное будет продолжаться. А чтобы в России запустить беспилотные машины, нужно дороги в порядок привести. Сложно представить как беспилотник будет справляться с ямами на дорогах. В Сингапуре дороги более подходящие.
Dmitiyyy
В наших реалиях электромобиль может позволить себе только житель города, в котором особых пробок нет. При среднестатистическом пробеге в 300-400 километров, электрокар не может простоять в пробке 5 часов , ведь он полностью разрядится. Поэтому надо ждать более усовершенствованные батареи.
ВВВ
А почему забыли упомянуть NISSAN LEAF. Уже существует 3 модификации этого автомобиля, он является доступным из за разумной цены и простоты в эксплуатации, хотя конечно свои особенности с зарядкой батареи имеются. Этот электрокар обгонит любые другие модели.
Александр
Да не для России беспилотники . И с ответственностью при ДТП не все понятно. Наши умельцы- поставщики сразу найдут свою нишу. Да и с уголовной ответственностью как быть? А вообще тема интересная, особенно в работе беспилотников в такси и при грузоперевозках – и тахографа не надо.