Министерство здравоохранения сообщили, что начнет работать информационно-аналитическая система, в которой будут мониториться цены на лекарства во время государственных закупок. Объясняют данную новацию тем, что участились нарушения при ценообразовании на препараты лекарственного назначения для потребностей государства.
Данная система позволит следить за реальной стоимостью лекарств и не допускать случаи приобретения лекарственных препаратов по завышенной стоимости
Протестировали систему в марте 2017 г. Обещают, что заработает система полностью в 2018 году. В Министерстве уже давно обратили внимание на то, что при закупке лекарственных препаратов допускается много нарушений законодательства.
Каждый год тратится примерно 400 миллиардов рублей из бюджета на приобретение необходимых средств, что согласно примерных расчетов составляет почти 30% рынка лекарственных препаратов.
Разнообразные схемы при образовании цен влияют на миллионные потери денежных средств. Например одно и тоже средство может иметь разную стоимость в разных аптеках, не говоря уже о подобных ситуация по регионам. Благодаря ИАС ведомство должно разрешить этот проблемный вопрос.
В системе будут отображены все сведения о государственных закупках во всех регионах.
Благодаря технологии будут определены минимальная и максимальная рыночная стоимость лекарств. Минздраву необходимо, чтобы цены на лекарства в разных регионах пришли к единому знаменателю, сейчас они слишком разнятся.
Муниципальные и региональные больницы закупают лекарства по отдельности, из-за этого велик разброс цен, согласен другой собеседник «Ведомостей», знакомый с чиновниками администрации президента. Мониторинг поможет унифицировать цены, подтверждает он.
Правда, для этого не обязательно создавать новую госсистему, считает он, достаточно, чтобы контролирующие органы внимательно следили за условиями лотов на сайте госзакупок.
Также будет отслеживаться процесс закупки, чтобы цена не превышала получившийся «коридор». Каждое превышение стоимости будет зафиксировано и органы, которые контролируют структуры, будут уведомлены о нарушении.
Также не менее важной функцией является унификация описания лекарственных препаратов, что позволит контролировать процесс закупки рациональнее и проще.
Сейчас все заявки от государственных закупщиков уже составляются по единому стандарту, знает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк: препараты, у которых есть аналоги, должны закупаться по международному непатентованному названию (действующему веществу), а не по бренду.
Но это требование, по его словам, можно и обойти, указав в заявке любые дополнительные вещества, например, витамин С. Тогда такому требованию будет отвечать только один поставщик – правда, сейчас подобных злоупотреблений становится меньше, отмечает он.
Система мониторинга будет унифицировать наименования по госреестру, а он не совпадает с реестрами дистрибуторов и производителей, сетует Шуляк. Дело в том, объясняет он, что в госреестре указаны регистрационные удостоверения лекарств, а не товарные наименования с описанием формы выпуска и количества таблеток
По мнению экспертов благодаря внедрению данной системы процедура закупки будет уравнена. А также будут ликвидированы пути нарушения в образовании стоимости, что позволит распределять бюджетные средства более рационально. Сэкономленные деньги будут использоваться для обеспечения большего количества населения нужными лекарствами.
На данный момент информационно-аналитическая система не действует в полной мере, потому что в разработке находится схема реагирования при выявлении нарушений. Считают, что за такое преступление необходимо наказывать строго и эффективно, чтобы чиновники не желали производить манипуляции при осуществлении госзакупок.
Кто выиграет от внедрения ИАС
Конечно большую пользу от внедрения ИАС получат простые люди, которым необходимы конкретные лекарства. Если благодаря данной системе получится выявить и устранить «дыру» при осуществлении госзакупок, то будут дополнительные деньги для того, чтобы закупить необходимые лекарственные препараты в большем объеме.
Конечно государственный бюджет также выиграет от внедрения и работы системы. Ведь на первом плане находится правильное использование денежных средств, а сегодня в большинстве случаев выделяемые деньги расходуются неэкономно. Это приводит к нехватке финансирования.
Также внедрение системы положительно скажется на компании «Ростех», которая разрабатывает ИАС. Она безвозмездно передаст систему Министерству здравоохранения.
Однако, в качестве расчета данная компания будет монополистом по обслуживанию ИАС. И как вы сами понимаете доходы от этого будут значительные. Всего лишь за год внедрения, совершенствования и настройки компания вернет все средства, которые были потрачены на разработку. А за ежегодное обслуживание будут получены девятизначные суммы.
Необходимо обратить внимание, что ни в ведомстве, ни в компании не сообщают сумму, которая будет получена за ИАС. Так что большинство скептиков думают, что доходы, которые будут получены были главным фактом для внедрения системы.
Аргументы «против»
Конечно внедрение информационно-аналитической системы сулит много выгоды. Однако Министерство экономики раскритиковало ее, потому что она не доработана и чересчур сложная.
Считают, что для того чтобы сформировать закупочные цены на лекарственные препараты надо создать конкретную методику, по которой будут производиться расчеты. Также отмечают, что нужно определить орган, который займется ее созданием. Минздрав предложил методику, но в Минэкономики решили что она сложная, ведь использовать ее будут медицинские работники, которые не владеют нужными математическими знаниями.
Также есть вероятность того, что цены на закупки, которые установит система, будут далеки от настоящих. В Министерстве здравоохранения хотят сформировать одну референтную стоимость на лекарства и два раза в год вносить в нее обновления.
Однако в данной ситуации цены будут либо слишком высокие, либо слишком низкие, потому что рыночная стоимость регулярно изменяется и зависит от региона. Данная проблема приведет к тому, что лекарственные препараты или будут приобретаться по слишком высокой цене, или же вообще из нельзя будет приобрести.
По мнению экспертов, эффективность ИАС будет зависеть от того, какие алгоритмы разработчик в нее заложит. Если алгоритм определения закупочной цены будет правильным, то государство действительно сможет сэкономить на госзакупках и ликвидирует случаи нарушений в ценообразовании. При внедрении необоснованных алгоритмов ИАС может занизить начальную цену настолько, что производители лекарств просто откажутся участвовать в торгах.
Пока у Минздрава и «Ростеха» есть достаточно времени, чтобы учесть все замечания и доработать ИАС соответствующим образом. На данный момент возможных плюсов у системы гораздо больше, чем минусов, поэтому выглядит ее внедрение очень обнадеживающе.
Но сказать, насколько эффективной окажется ИАС и сможет ли она решить существующие в сфере госзакупок проблемы, можно будет только в 2018 году.
Видео-новость
Статья написана для сайта https://mana.su