С того момента, как Украина обрела независимость, одной из главных задач политики нового правительства было создание принципиально отличающейся образовательной программы, результаты которой в будущем способствовали бы повышению статуса государства на мировой арене.
Уже тогда, в начале девяностых все понимали, что советская система образования, несмотря на все ее преимущества, давно морально устарела и больше не может отвечать на вызовы двадцать первого века. Итогом работы последних двадцати лет стала реформа образования в основе которой лежит концепция с названием «Новая Украинская школа».
Стоит отметить, что работе над проектом не помешало частое изменение внутренней и внешней политики страны. Наоборот, с каждым новым президентом в реформу вносились разного рода поправки, которые, в конечном итоге, позволили создать оптимальный образовательный стандарт.
Новая реформа – это отражение совершенно уникального взгляда на то, какой должна быть современная школа. Более того, это переосмысление взаимодействия ученика и учителя с привычных отношений по типу «начальник-подчиненный» на «партнер-партнер»
Насколько правительству удастся изменить нынешнее положение дел, пока сказать трудно, так как помимо желания требуется огромное количество финансовых вложений в реорганизацию учебного пространства, а также переквалификацию имеющегося педагогического состава – согласитесь, что изменение поведенческой парадигмы сформированной в рамках наследиях другого государства невозможно за один день.
Что касается конкретных решений, то здесь можно долго спорить о том, к чему же они приведут и какие изменения государство получат на выходе. Постулируется, что «новая школа» должна будет научить детей отстаивать свое мнение, свободно выражать мысли на нескольких языках и глубоко анализировать происходящие в мире политические процессы.
То есть, среднестатистический школьник в представлении украинского Министерства образования – это разбирающийся в политике гражданин, разделяющий общеевропейские ценности и без проблем интегрирующийся в европейское сообщество.
содержание
Основные принципы реформы
Как уже было сказано, «Новая Украинская школа» представляет собой полностью социально направленный проект по типу того, который можно наблюдать в Финляндии, где преподаватели, школьники и родители являются полноправными участниками образовательного процесса.
Остальные моменты новой системы будут состоять в следующем:
- Главной задачей обучение считается получение учеником конкретных навыков и знаний, которые помогут ему наиболее успешно реализовать свой потенциал. Проще говоря, больше не будет абстрактных знаний, которые давала советская школа.
- Учитель имеет возможность пользоваться той методикой преподавания, которая подходит в данном конкретном случае с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Т.е. влияние федерального государственного образовательного стандарта сведется к минимуму, и будет носить рекомендательный характер. Такая свобода позволит не только ученику раскрыть свои таланты, но и учитель сможет полностью реализовать свой потенциал.
- Школа приобретет абсолютную автономию – от решения педагогических вопросов, до реализации выделенных денежных средств.
Ключевые компетенции в образовании ребенка
Базовым навыком, который должны освоить все школьники, поступившие в первый класс после 2018 года, будет совершенное владение официальным государственным языком.
Сама по себе проблема русификации национального достояния уже давно беспокоила правительство, ведь большинство украинских литераторов, музыкантов и режиссеров творили на русском языке из-за незнания родного.
Чтобы прекратить подобного рода «интеллектуальные утечки» принято решение убрать русский язык из школ, оставив его на правах второго иностранного в некоторых учебных заведениях с углубленным изучением языков.
Значительная часть новой образовательной программы будет делать упор на освоение информационных технологий: мотивировано это тем, что двадцать первый век – это век информации и технологическая безграмотность непростительна.
Подводя итоги данного раздела можно сказать, что основополагающей задачей украинской школы станет воспитание человека нового типа, который уважительно относится к культуре своей стране, к людям, населяющим родное государство, а также ценит и оберегает то место, в котором живет.
Проще говоря, «социально-позитивного» патриота, имеющего качественное образование и перспективы на европейском рынке труда.
Новая концепция педагогики
Новая реформа подразумевает и качественное изменение образа педагога в глазах родителей, учеников и общества. Давно известно, что самое благополучное общество существует в тех странах, где учитель не воспринимается как слуга, а имеет статус глубокоуважаемой личности.
Что-то подобное, к примеру, можно увидеть в странах Азии – Китае, Японии, Южной Корее и Сингапуре, где профессия учителя является одной из самых уважаемых и высокооплачиваемых, а университетскому конкурсу на профессию учителя, может позавидовать любой архитектурный факультет мира.
Основываясь на успешном опыте других стран, украинское правительство планирует внедрить методику партнерского обучения, где знания будут даваться с помощью игры, семинаров, проектов и экспериментов. При этом, что немаловажно, каждый педагог будет вправе самостоятельно решать, как и чему учить детей.
Автономия школы и роль учителя
Несомненным положительным моментом новой реформы можно считать ее принципиальную независимость от государственных стандартов. Школа будет иметь возможность самостоятельно регламентировать формат занятий, выбирать учебные и методические пособия, и более того, даже составлять авторские образовательные программы.
Поэтому родители больше не увидят замученных учителей, которые не успевают давать знания из-за бесконечной череды бумаг, заполнением которых необходимо было заняться еще вчера.
Еще одним нововведением, но уже по американскому типу, будет формирование родительских попечительских советов, в основу обязанностей которых ляжет распределение финансовых потоков таким образом, чтобы сделать обучение школьников наиболее эффективным и интересным.
К сожалению, все изменения коснутся только начальной школы, так как «ломать» программу уже обучающихся в средней и старшей школе, было бы негуманно по отношению ко всем. Именно по этой причине окончательное внедрение нового образовательного стандарта планируется к 2031 году, когда окончит школу нынешние первоклассники.
Срок обучения, кстати говоря, увеличится с одиннадцати лет до двенадцати, как и в странах Прибалтики. Чтобы компенсировать добавленный год, учиться дети начнут не с семи, а с шести лет.
Видео-новость
Статья написана для сайта https://mana.su
3 комментария
Ольга
Я считаю что образование усовершенствуется и будет намного лучшим и больше давать навыков нашим детям, чем устаревшая программа. Будем надеяться на лучшее.
Паша
Давно пора было кардинально поменять образовательный процесс. Никогда не понимал зачем будущему музыканту учить пачками формулы, которые за его жизнь не разу не пригодятся. Человечество накопило уже столько знаний, сколько не возможно вложить в маленького ребенка по всем предметам. Чтоб добиться высоких достижений в учебной деятельности нужно переходить на факультативное обучение.
Андрей
Главная действующая сила любой реформы, это не методички которые разрабатываются в различных министерствах, а люди на местах, которые это все будут продвигать. В данном случае — преподаватели. И если бы вместо старых пришли новые, то может и можно было бы ожидать какого-то прогресса. А так, все останется по-старому. Только с новыми лозунгами.