Не так давно правительством был принят новый законопроект, дающий право налоговой службе проверять аудиторскую информацию, полученную в процессе проверки фирм и компаний.
Новый законопроект, по сути, не дает права налогоплательщикам отказаться от совместной работы с налоговой службой, поскольку теперь аудиторы будут вынуждены предоставлять налоговикам, имеющиеся у них, результаты проверок.
Естественно, подобные изменения в законодательстве не могли не обратить на себя внимание. Так, в налоговой службе, принятие нового законопроекта, конечно же, одобряют, ведь это даст доступ к информации об интересующих их фирмах. С другой стороны – сообщество аудиторов явно не в восторге от грядущих изменений.
Аудиторы акцентируют внимание на том, что принятие законопроекта несет в себе значительные риски, большая часть которых связана с раскрытием профессиональной тайны, из-за чего многие фирмы просто перестанут с ними сотрудничать. Несмотря на кардинально отличающиеся взгляды, правительство уже довольно давно предпринимает попытки сделать данные аудиторских отчетов доступными для сотрудников налоговой службы.
Кроме того, по прогнозам, закон вступит силу уже в 2018 году. А поскольку законопроект был крайне негативно принят аудиторским сообществом, политики стараются как можно аккуратнее поднять этот вопрос снова. Но на этот раз, вопрос не стали откладывать в долгий ящик, и приняли законопроект об отмене аудиторской тайны.
Стоит отметить, что пока новый закон еще не действует, сотрудникам налоговой службы строго воспрещается хранить и использовать информацию, которая определена как аудиторска или адвокатская тайна. Но в 2018 ситуация изменится, поскольку в Минфине собираются разрешить ФСН использовать абсолютно всю информацию, которой располагают аудиторы.
Таким образом, сотрудники налоговой службы будут иметь доступ не только к тем документам, которые используются для начисления налогов, но и к документам, полученным аудиторами для бухгалтерской и налоговой проверок, а также документам, связанным со структурными изменениями компаний, например реорганизацией.
Важно упомянуть, что представители компаний, специализирующихся на аудите также акцентируют внимание на недостатках и противоречиях законопроекта, которые негативно сказываются на его эффективности
Так, например, в новом законе не прописаны сведения, которые могут запрашиваться налоговой службой – из-за того, что этот перечень до сих пор не был разработан. Как известно, особенностью аудиторской проверки является выборочность, то есть у проверяющей компании попросту может не оказаться тех сведений, в которых заинтересована налоговая служба. Но при этом, законом предусмотрен штраф за сокрытие или непредставление налоговой службе необходимой информации.
Не так давно участники профсоюзов финансовых работников и участники аудиторского сообщества решили обратиться в комитет по фин. рынку Госдумы, с просьбой отменить законопроект. В свою очередь, в ведомстве заявили, что рассмотрят все претензии, а также предложения и постараются устранить недостатки закона. То есть, вполне вероятно, что закон не отменят, а наоборот – доработают, сделав его менее спорным.
Последствия принятия законопроекта
Невозможно отрицать тот факт, что принятие законопроекта повлечет за собой некоторые последствия, среди которых:
- Подрыв доверия к аудиторам.
- Появление «теневых» аудиторских компаний.
- Дополнительные расходы на сбор и подготовку документов для ФСН.
- Обход законодательства.
- Прежде всего, принятие законопроекта спровоцирует подрыв доверия к аудиторам и процессу аудита, в целом, ведь доверительные отношения между проверяющими и налогоплательщиками существуют благодаря профессиональной тайне. Именно понятие профессиональной тайны позволяет компаниям передавать необходимую информацию для проверки, при этом не боясь утечки данных. Таким образом, если та информация, которая передается аудиторам станет доступной для третьей стороны, многие компании скорее всего откажутся от добровольных проверок. Кроме того, новый законопроект сделает аудиторов практически внештатными сотрудниками налоговой службы, поскольку все данные, переданные для проверки могут быть в любой момент изъяты ФСН.
- Среди последствий также выделяют возможность появления «теневых» аудиторских фирм, данные проверок которых станут попросту недоступными для налоговиков. Кроме того, с рынка пропадут проверенные и законные аудиторские фирмы, что также негативно скажется на качестве предоставляемых услуг.
- Если законопроект все-таки примут, аудиторы будут вынуждены выделять дополнительные средства на подготовку и сбор документов, для ФСН. Конечно, дополнительные затраты будут включены в стоимость проверки, что явно не понравится руководству компаний.
- Согласно мнению экспертов, большинство аудиторских фирм попробует обойти законодательство, чтобы не передавать данные ФСН. Так, название некоторых услуг может быть настолько изменено, что налоговики вряд ли смогут предугадать какая информация была проверена. Например «проверка отчетности» может быть легко переименована в «консалтинговые услуги». Несомненно, это может усложнить деятельность аудиторов и может повлечь за собой другие негативные последствия.
Из списка становится ясно, что законопроект, на данный момент, имеет множество недостатков, которые должны быть устранены для нормальной работы как аудиторских фирм, так и налоговой службы, исключая «поддельный аудит». Таким образом, если правительство все же примет решение о вступлении в силу нового закона, то он должен быть проработан соответствующим образом, основываясь на мнении всех участников финансового рынка.
Видео-новость
Статья написана для сайта https://mana.su